Работа с одаренными детьми
Изменения,
которые происходят сегодня в обществе, коренным образом влияют на задачи школы.
Приоритет ученика, демократизация образования во многом по-новому заставляют
взглянуть на проблему развития и поддержки одаренности школьников. Ведь
одаренность – это не только данные природой качества и способности, это, прежде
всего, целенаправленная работа по развитию природного дара. Школьная среда
призвана не подавлять этот дар, а помогать ему раскрыться. Информатика является, именно таким предметом, который как никакой другой
предоставляет ребенку раскрыть свои способности, реализовать себя творчески и
интеллектуально. Разнообразие информационных технологий позволяет учителю
познакомить ребят с различными программами. Учащиеся выбирают именно те,
которые наиболее соответствуют их потребностям, изучая которые можно воплотить
свои самые смелые замыслы и фантазии. В рамках
часов, отводимых «примерной программой» в базовом курсе информатики дается явно недостаточно времени, а
школьники, которые проявляют интерес к данному вопросу, безусловно, есть.
Позитивно влияют на изучение программирования и олимпиады по информатике. Среди
учеников всегда находятся одаренные дети, которые легко усваивают обязательный
материал по курсу информатики и которым хочется большего. За годы работы
в школах города накоплен некоторый опыт работы с одаренными детьми, разработана методика
подготовки к олимпиадам по информатике. Наиболее преуспевающей в этом направлении можно назвать МКОУ "Лицей №2".
Процесс подготовки детей к олимпиадам по информатике условно делится на три
этапа. Первый, самый тяжелый, занимает около года и включает в себя
знакомство с элементарными алгоритмами, освоение языка программирования
высокого уровня (Турбо-Паскаль). Первый этап включает в себя три ступени. На первой
ступени детям даются условия задачи, алгоритм решения и текст программы. На
второй даются условия задачи, алгоритм решения, а все остальное они должны
сделать сами. На третьей ступени даются только условия задачи. На втором этапе начинается участие в олимпиадах различного уровня. Для ученика
важно понять и освоить методику решения олимпиадных задач, научиться правильно
распределять свое время, грамотно создавать полную систему тестов, правильно
выбрать структуру данных. На третьем этапе ученики расширяют круг своих знаний, изучают сложные алгоритмы
и решают сложные задачи. Для успешного прохождения всех трех этапов необходима
солидная математическая подготовка. При подготовке к олимпиадам дети такие разделы математики как алгебра и теорию чисел, аналитическую геометрию, теорию
графов, дискретную математику, теорию алгоритмов. Готовиться к олимпиадам по
информатике можно и самостоятельно. |